Юлия Гришина (doloras) wrote,
Юлия Гришина
doloras

Абьюз, взгляд изнутри - часть I

Оригинал взят у lual в Абьюз, взгляд изнутри
Видимо, как и Созависимость, будет циклом...

1. Капитан Очевидность

Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках.
Сэмюэль Клеменс ака Марк Твен

Все люди думают по-разному.
Это банальная истина, повторяемая в очередной, леденящий душу, раз - но, как показывает практика, именно с этой, многократно повторяемой, банальной истиной зачастую бывает сложнее всего примириться.
Самое раннее, очень детское, представление о себе и других обычно выглядит как "все люди - такие же, как и я".
В общем, не лишено логики, конечно. Если у Другого, точно так же, как у меня, две руки, две ноги, одна голова, нос посередине лица и прочая внешняя конфигурация вполне моей идентична, то закономерно начать думать, что этот Другой - точно такой же. Хочет того же самого, что и я - и тогда же, когда этого хочу я; не хочет того же и тогда же; то же самое любит и не любит, и так далее, и тому подобное.

В норме с тем, что Другие - они, вот ведь незадача, таки Другие и могут со мною не совпадать, ситуативно либо принципиально, человек сталкивается в возрасте между двумя и тремя годами - и как-то в итоге приучается с этим фактом мироустройства жить. Договариваться, уступать, настаивать на своём, приходить к решению о "согласии на разногласие"  - и прочее, по ситуации.
В норме же обучение этому происходит тогда, когда взрослое окружение маленького человека выдаёт разные реакции на разные события - о чём-то договаривается, где-то уступает, где-то настаивает, и далее, по ситуации.
Дальше начинается обычная жизнь обычного нормального человека, который имеет чётко сформированную систему ценностей, понимает, как он к чем относится, в чём готов пойти на уступки ради сохранения хороших отношений, а что для него настолько  принципиально важно, что он скорее пожертвует отношениями, чем своими принципами. В общем, ничего внешне интересного, обычная,относительно мирная и благополучная, жизнь, обычное, относительно гибкое и адекватное поведение с поправкой на врождённые индивидуальные особенности личности, кто-то помягче, кто-то пожёстче...

Ненорма начинается там, где место адекватного ситуативного реагирования взрослого окружения занимает Идея.
Идея отрицания разнообразия мира, ситуаций и людей. Идея о том, что все люди одинаковы, и все ситуации тоже одинаковы.

Да-да, та самая, из самых-самых первых лет жизни.

И тогда вокруг этой идеи начинаются всяческие танцы с саблями.
И если мама любит борщ - то все остальные тоже должны есть этот борщ и радоваться - а иначе они будут "неблагодарные твари".
И если папа любит футбол - то ребёнок тоже должен любить футбол - а иначе он будет покрыт позором и отвергнут.
И если дитё в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков - значит, оно должно быть в состоянии самостоятельно справляться и с несправедливыми придирками учительницы, и с кучкой хулиганов, поджидающих его после уроков, и с самими уроками - а иначе он будет "слабак" и "дурак".
И если родитель считает, что ребёнку надо "помогать делать уроки" - то он таки будет лезть и лезть со своими ценными указаниями, "помогать" и "помогать", даже если ребёнок прекрасно справляется сам и никакой помощи не просит.

Ну, вы поняли, да?

То есть, по сути, происходит тот самый "взлом личностных границ", о котором нынче так много пишут в интернетах.
Точнее - если говорить о ребёнке - то складывается ситуация, в которой невозможно сформировать ни эти самые границы, ни личность как таковую. Потому что личность, индивидуальность - это как раз то, что отличает нас от других людей; то, что мы сами думаем, сами чувствуем, сами считаем хорошим и плохим, правильным и неправильным. Ключевое слово - сами.
Сформировать всё это в ситуации, когда любое отличие наказуемо, а любое собственное осуждаемо - задачка практически нерешаемая.
Получившиеся в итоге варианты выглядят либо "как у родителей", либо "только не так, как у родителей" - что, собственно, является одной и той же фигнёй, так как за точку отсчёта в обоих случаях стоят родители, а не чувства, мысли и предпочтения самого индивида.

Что в итоге?

Во-первых, не приучается думать о себе, как о себе: "когда происходит тот-то, я чувствую то-то", "по данному вопросу я думаю так-то", "в этой ситуации я считаю правильным сделать вот этом потому что... и для того-то " и проч.
При этом он может вполне длинно и красиво рассуждать об отвлечённых - от себя - материях и даже решать трудные задачки. Единственная задачка, которая для него остаётся хронически нерешаемой - это его собственный внутренний мир и внутренний мир других людей.

Во-вторых, он не приучается ранжировать жизненные ситуации по степени важности для себя; понимать, что лично ему самому нужно вот прямо настолько, что он без этого нормально спать и кушать не может, что относится к разряду "в принципе, хорошо бы конечно, но и без этого можно прожить", а что вообще совершенно не сдалось. Отсутствие этого навыка нынче модно обзывать трудновыговариваемым словом "прокрастинация".

В-третьих, как следствие вышеуказанного, человек оказывается лишён представления о том, где находится предел его личных возможностей. И не в состоянии определить, что он может сделать, не попортившись при этом особо здоровьем, кармой и цветом лица, а где проходит черта, за которой уже начинается саморазрушение.

Об отсутствии в жизни такого человека волшебной фразы "мы можем, нам незачем", я уже даже и не говорю.

Tags: psy, trauma
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments